Покрышкин

Аэрокобра Александра Покрышкина

P-39 Аэрокобра Александра Покрышкина

13 ноября 1985 года в Москве умер легендарный лётчик-ас, трижды герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин.

Покрышкин А.И.

Александр Иванович Покрышкин

 

Покрышкин с сослуживцами на фоне своей Аэрокобры

Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта (6 марта по старому стилю) 1913 года в Новониколаевске (ныне — Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Окончив школу-семилетку, он первоначально пошёл работать на стройку. Однако в один из рабочих дней он увидел пролетавший в небе аэроплан и, несмотря на запрет отца, поступил в местное техническое училище, где успел проучиться 18 месяцев, после чего был принят в РККА. Учитывая его начальное лётное образование, Покрышкина определили в авиамеханики, а затем отправили на доучивание в Пермскую военно-техническую школу.
В декабре 1934 года Покрышкин становится старшим авиационным механиком 74-й пехотной дивизии. Уже тогда он проявлял изобретательность. В частности, Покрышкиным было внедрено ряд усовершенствований к ШКАСу. А в 1938 году, Покрышкин, обманув начальство, во время отпуска зимой 1938 года за 17 дней прошёл годовую программу гражданского пилота. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Даже не упаковав чемодан, Покрышкин сел в поезд и отправился в Крым – в Качинскую военную авиационную школу. Выпустившись с высшими оценками в 1939 году, Покрышкин в звании старшего лейтенанта был распределён в 55-й истребительный авиаполк.
В июне 1941 года этот полк был дислоцирован в Молдавии, у самой границы, и аэродром, на котором базировался полк, где служил Покрышкин, подвергся бомбардировке в первые же часы войны. Однако самолёты были надёжно замаскированы и от бомбардировок потерь не понесли. Наоборот, дежурное звено находилось в воздухе и сбило несколько Хеншелей, два Юнкерса и один Месершмитт. Понес потери и 55-й полк: погибли лётчики Семен Яковлевич Овчинников и Александр Матвеевич Суров.
В первом же боевом вылете Покрышкин подбил советский самолёт – лёгкий бомбардировщик
Су-2Су-2 с мотором М-82, 1942 год 211-го бомбардировочного авиаполка. Повреждённый бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Его пилот не пострадал, но штурман был ранен и вскоре умер. А первого июля над Прутом Покрышкин сбил первого немца – его жертвой стал истребитель Me-109. Причём это был не рядовой лётчик, а ведущий группы из пяти самолётов. Ведомый Покрышкина из-за проблем с мотором из боя вышел, и Покрышкин сражался один против пяти истребителей. Однако после потери ведущего немцы прекратили бой и улетели за Прут.
В следующем бою Покрышкин и сам оказался близок к гибели: сбив два Hs-126
Хеншель Hs-126, он попал под огонь наземных сил противника.Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, срикошетила от левой стороны кабины и оцарапала подбородок, залив кровью приборную доску .
В декабре 1941 Покрышкин, управляя
МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, Покрышкин лучил Орден Ленина.

МиГ-3, на котором летал Покрышкин в начале войны

 

Вскоре после этого случая полк пересадили на Як-1Як-1  из первой заводской серии . Самолёты были бэушные – соседний полк убывал на завод за новыми самолётами, а старые передавал 55-му полку. Покрышкин одержал на Яке 7 побед: 2 Ju-88, один Ме-110 и 4 Ме-109.

 

Покрышкин

В самом начале зимы 1943 года его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя P-39 Аэрокобра. Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкин советской военной авиационной доктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкин а в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте Покрышкин сбил Me-109. На следующий день, 9 апреля, он смог подтвердить ещё два из семи сбитых им самолётов.

Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Me-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943 года.

В этот период Покрышкин вновь проявил свои задатки изобретателя: однажды после жаркого боя, в котором он бил три немецких самолёта, ас вызвал на стоянку инженера и попросил его провести еще одно усовершенствование – соединить управление всем оружием «Кобры» на одну гашетку. В следующем бою фашистский самолет, напоровшись на мощный залп, сразу же развалился в воздухе. Вскоре такие доработки были проведены и на других «Кобрах».

Первая Аэрокобра Покрышкина носила несчастливый 13-й номер. На этом самолёте Покрышкин летал со 2 апреля по 20 июля 1943 года и сбил 17 самолётов противника. Затем машину, которая не получила за это время ни одного повреждения, передали лейтенанту Самсонову, который по суеверным соображениям добавил к номеру ноль, превратив, таким образом, №13 в № 130.

 

Кубанское воздушное сражение  – самое напряженное и ожесточенное во всей Второй мировой войне. Именно весной 1943 года на Кубани взошла звезда одного из самых доблестных воинов в истории Руси. Здесь 30-летний капитан Александр Иванович Покрышкин, встретивший войну безвестным командиром звена, стал прославленным асом. На сравнительно узком участке фронта были сосредоточены сотни самолетов с обеих сторон. Установилась ясная погода, и в небе, по воспоминаниям многочисленных очевидцев, шла «настоящая рубка». Немцы направили на Кубань свои лучшие эскадры, в том числе известную 52-ю, где воевали их самые результативные асы – «эксперты». Но на этот раз коса нашла на камень. Гвардия «сталинских соколов» переломила ход битвы в небе войны. Как сообщает вышедшая в Германии книга «История воздушной войны. 1910–1970»: «Советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин ». Он открывал огонь не по устаревшим инструкциям: «С 200 метров пусть стреляют слабаки». После математически точно рассчитанных мощнейших ударов в упор, с 50-100 метров, по мотору и кабине разваливались на части «мессершмитты», превращались в огненный шар разрыва загруженные бомбами Юнкерсы Ju-88.

ПокрышкинПервым сокрушительную силу «соколиных ударов» Покрышкина оценил противник. Немцы – и это единственный случай – сразу поднимали тревогу при обнаружении Покрышкина в небе. Он вызывал у них настоящий страх. О разработанной Покрышкиным тактике истребителей докладывалось лично рейхсмаршалу Герингу. За летчиком, умевшим сбивать в одном бою по три-четыре самолета, была организована охота, оставшаяся безуспешной. «Не однажды доводилось нам слышать по радио, – пишет Герой Советского Союза летчик-штурмовик А. А. Тимофеева-Егорова, – «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Открытым текстом радировали предостережение немецкие посты наблюдения, и фашистские асы без промедления покидали жаркое кубанское небо.

В феврале 1944Покрышкинполучил повышение и предложение небоевой работы – управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией. 19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

Памятник ПокрышкинуВсего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе. После войны Покрышкина стали обходить при повышении в звании. Лишь в августе 1953 он получил звание генерал-майора. Однако он никогда не занимал высших постов в авиации. Самым высоким был пост главы ДОСААФ. Покрышкин снова подвергся остракизму за свою честность и прямоту. Несмотря на сильное давление, он отказался прославлять Брежнева и его роль в битве за Кубань.

Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в Москве в возрасте 72 лет от тяжелой болезни. В Новосибирске установлены бюст и памятник, есть станция метрополитена  «имени Маршала Покрышкина». Памятник Герою открыт в городе Краснодаре, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Так же мемориальные доски установлены в Москве, Киеве и Новосибирске. Именем Покрышкина названы улицы в Москве, Новосибирске, Иркутске, Краснодаре, Ангарске и других городах. Имя Героя носит Новосибирский учебный авиационный центр.


Смотрите также:

 

Cоветские асы второй мировой
Первый в мире мобильник был советский

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России с 1950 по 2010 годы.

Численность и процент русских по регионам РФ

Что думают китайцы о русских

Смоленская земля мстит полякам

Стоит ли жалеть японцев?

Народы России, их численность и процент

Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя

Золотые запасы стран мира

Золотовалютные резервы стран мира

Нужен ли России золотой рубль?

Как разбогатела Америка

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

В какой стране больше всего убийств?

 Как жил русский рабочий до революции?

Чему равен советский рубль в нынешних деньгах

Что Россия экспортирует и что импортирует

Мультфильм Гостья из Будущего-22

Первый в мире автомат и его изобретатель

Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах

 

Add to your Facebook

 

 

Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России с 1950 по 2010 годы.

Народы России
Численность и процент русских по регионам РФ

Количество танков в армиях мира

Типы и количество вертолётов в армии России

Типы и численность самолётов американской авиации

Боевой состав российской авиации

Количество и состав самолётов в армии США Золотые запасы стран мира

Золотовалютные резервы стран мира

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Количество и состав американской авиации

Цены на продукты и промтовары за последние сто лет

Советские деньги образца 1961 года

Русские меры: аршин, бочка, ведро, верста, вершок, доля, дюйм, золотник, линия, пуд, сажень, точка, фунт, чарка, шкалик, штоф

Курс рубля к доллару и доллара к рублю с 1792 по 2012

Рейтинг субъектов РФ по уровню жизни

Зарплаты в армии США за 2012 год

Цены на нефть с 1859 года по наши дни

Зарплаты в США за последние 60 лет

Численность вооружённых сил Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации с 1877 по 2010 годы

Рейтинг регионов по численности населения

Самые результативные снайперы

Самый результативный воздушный бой

Самый результативный воздушный стрелок

Самый результативный бронебойщик

Самые результативные танкисты

Самая результативная диверсия

Миномёты против танков
Как один прапорщик спас 68 раненых

Самолёт из миномёта

Конфликт у озера Жаланашколь

Бой у селения Вариани

Подвиг сталинградских зенитчиц

Как один артиллерист подбил 11 танков

Самые результативные снайперы

Самые результативные пулемётчики

Самый результативный воздушный бой

Самый результативный воздушный стрелок

Самый результативный бронебойщик

Самые результативные танкисты

Самые результативные пулемётчики

Самые результативные партизаны

Самая результативная диверсия

Самый большой в мире самолёт

Воинские и гражданские чины дореволюционной России и их эквиваленты в армиях СССР и РФ

 

 

Зарплаты, в Российской империи, СССР и Российской  Федерации с 1853 по 2010 годы

Курс рубля к доллару и доллара к рублю с 1792 по 2010